Все глубже в подводную робототехнику
0+
Красноярский краевой дворец пионеров и школьников   

Красноярский краевой дворец пионеров и школьников

  Логин: Пароль:
 
 
  Главная   О дворце   Краевые мероприятия   Календарь событий   Web-ресурсы   Галерея  

ВСЕ ГЛУБЖЕ В ПОДВОДНУЮ РОБОТОТЕХНИКУ

Море… Таинственные глубины океана… Такие манящие слова для многих-многих людей. А исследование подводного мира – что может быть интереснее для любителя моря? Но на большую глубину самостоятельно не заплыть – нужно специальное снаряжение. А в места действительно опасные человеку добираться вообще не обязательно. За него это может сделать робот. Поэтому подводная робототехника с каждым годом становится все более популярна.

Как и в любом направлении обучения, дети от взрослых не отстают. А когда к занятиям добавляются соревнования – образовательный эффект становится еще лучше. Центр развития робототехники во Владивостоке и Университет Иннополис проводят соревнования для школьников по подводной робототехнике, а в США и Японии проводятся международные состязания для студентов и старшеклассников. ВДЦ «Орленок» и Центр подводных исследований Русского географического общества посвящают летнюю смену «Школе подводного исследователя «Океанавтика», на которой дети ныряют с аквалангом, погружаются в батискафе, реставрируют поднятые со дна артефакты и создают подводных роботов.

Хотя международные соревнования по подводной робототехнике среди студентов проводятся уже давно, Университет Иннополис организует их для школьников только третий сезон. В первый раз участвовало всего 4 команды со всей России, во второй – 6. В этом году ожидается значительное увеличение количества участников.

Для качественного обучения школьников нужна серьезная подготовка педагогов. Поэтому Университет Иннополис недавно провел курсы повышения квалификации по подводной робототехнике для тренеров.

Красноярский краевой Дворец пионеров направил на эти курсы педагога дополнительного образования Алексея Георгиевича Белошапко. По возвращению, он рассказал нам о курсах, соревнованиях и популярности этого направления.

«Иннополис заинтересован в том, чтобы проводить новые соревнования по робототехнике. Поэтому он приглашает на курсы повышения квалификации или судейства всех желающих. Перед Новым годом пришло письмо с предложением поучаствовать в курсах по подводной робототехнике. Для этого нужно было выполнить отборочное задание – написать программу-маршрут для робота-симулятора. Робот должен погрузиться, проплыть под водой, определить техническим зрением, что он проплыл над линией, повернуться туда, куда показывает стрелка, развернуться, найти на дне бассейна треугольник, в этом месте остановиться, всплыть и попасть в обруч.

Справиться с заданием получилось не у всех. В Иннополис приехали всего 8 человек. Двое из Красноярска, двое из Санкт-Петербурга, из Иркутска, Сергиева-Посада, Тюмени и самого Иннополиса. Мы разделились на две группы по 4 человека.

Планировалось два видов курсов – конструирование и программирование подводных аппаратов. Но потом решили их объединить для лучшей подготовки участников.

В первый день была лекция о подводной робототехнике, потом мы освоили приемы радиотехники и паяли двигатели. Во второй день допаивали и герметизировали вводы. На третий день конструировали робота, размещали в него двигатели, прикрепляли видеокамеру, на корпус для плавучести добавляли пенопласт. Наша команда сделала большого робота с 4 двигателями, которые нужны для хода вправо, влево, носа и кормы. Получилась меньшая маневренность, зато он хорошо держал курс. Вторая команда сделала небольшого робота-ската, который лучше маневрирует, но может сбиться с курса.

В последующие два дня проходили испытания роботов в бассейне и мини-соревнования. Мы на роботе отрезали лишний пенопласт, подвесили свинцовые грузики для равновесия. Робот должен был собирать в бассейне предметы и привозить к бортикам. Это занимало от 1,5 до 4 минут.

Робот был управляемым, т.е. прицеплен к кабелю и управлялся человеком с помощью джойстика. Видеокамера снимала маршрут, он отражался на мониторе. На испытаниях мы смотрели в монитор, а не в бассейн.

Для нас курсы прошли очень полезно: пайка, сборка, практика в бассейне, все делали своими руками, новые связи с коллегами и т.д. И то, что участников было мало – даже удобнее. Следом за нами начались курсы по летательным аппаратам. Участников было уже больше (тоже много сибиряков).

С летательными аппаратами заниматься проще, ведь для подводных нужен бассейн, а в учреждениях дополнительного образования его обычно не бывает. Мы ходили в соседний с Университетом лицей, там бассейн всего 60 см. Но этой глубины достаточно.

Нам тоже нужно развивать это направление. Может быть получится договориться со школами об использовании бассейнов. Ведь для ребят оно очень интересно. Во Владивостоке, например, рядом море и вовлеченность школьников в подводную робототехнику довольно велика. Они проводят испытания и в бассейнах и на берегу. Также в Санкт-Петербурге. Дети могут увидеть, как профессионалы исследуют дно Балтийского моря, находят затонувшие корабли, могут поднять какие-то предметы при помощи роботов. Это захватывает!

На небольших глубинах используют управляемых роботов, а где длины кабеля не хватает – автономных. Но у них есть минус – ограниченность объема энергии двигателей. Детям проще с управляемыми роботами, привычно пользоваться джойстиком, как в играх. Но на соревнованиях обычно дают задание создать автономного робота. Это более сложно. На Всероссийской робототехнической олимпиаде делают автономных и воздушных, и подводных и автотранспортных роботов.

В один из дней нам провели экскурсию по Университету Иннополиса. Показали лабораторию робототехники. По городу там недавно запустили беспилотный автомобиль, который возит пассажиров бесплатно.

В Университете Иннополиса обучение платное, но можно выиграть грант и учиться бесплатно, еще и большую стипендию получать».

В одно время с возвращением Алексея Георгиевича из Иннополиса случилось еще одно знаменательное событие для лаборатории робототехники Красноярского краевого Дворца пионеров. Команда «Техноделы» (Набиев Даниил и Целуев Герман) педагога Константина Федоровича Зорькина получила по почте набор для сборки подводного робота из Владивостока! Это случилось благодаря призовому месту команды в отборочном этапе всероссийского конкурса «Погружение в подводную робототехнику» Центра развития робототехники! С новым собранным роботом ребята смогут принять участие в финале конкурса!

Теперь с новыми знаниями и набором для сборки педагоги и их ученики еще глубже смогут освоить новое направление – подводную робототехнику! Приключения ждут!





11 февраля 2019 г.
 
Выбор студии искусство расписание флора и фауна наука и общество иностранные языки компьютерные технологии для малышей техника и спорт

ВК
FB
IM



HotLog